Автомобильная история насчитывает уже более ста лет, и за это время многие компании появлялись, добивались успеха или терпели провал, снова воскресали и умирали уже навсегда. Все это возможно отнести и к Bugatti, однако с одной только разницей, это невероятно, однако Bugatti жива . История Bugatti невероятно насыщена, и упомянуть все её страницы весьма трудно, однако в также время плодотворная деятельность Bugatti в I-ой половине 20 столетия сменилась более чем двадцатилетней "клинической гибелью".
Все стартовало в 1908 г., одаренный инженер, а в последствии и преуспевающий промышленник Этторе Бугатти (Ettore Bugatti) создавал свое I-е детище - Bugatti Type 10. Облик Type 10 весьма напоминает Coupe des Voiturettes Isotta Fraschini 1908 г., что дает предлог для высказывания, что именно эта машина вдохновила Бугатти на создание Type 10. Работу над автомобилем Этторе Бугатти вел в подвале собственного дома в Кёльне. I железный конь имел рядный 4х цилиндровый, 8и клапанный мотор, объемом 1131 куб. см. I "блин вышел комом", железный конь был далек от совершенства, однако шасси Type 10 признали удачным, и оно было использовано в следующих моделях Bugatti.
Bugatti Type 10 дал возможность Этторе Бугатти отыскать спонсорскую поддержку и в 1909 г. началась история компании Bugatti. Мольсхайм (Molsheim) - городок в некоторого количества км западнее Страсбурга стал первым местом, откуда автомобили с подковообразным радиатором стали покорять мир. I модельный ряд Bugatti включал в себя 3 модели: Type 13, Type 15 и Type 17. Различались автомобили лишь длинной колесной базы (2000мм / 2400мм / 2550мм). Мотор - всё та же рядная "четверка", однако объем увеличили до 1327 куб.см. В 1910 г. было выпущено несколько авто, кое-какие из них не прошли незамеченными на автомобильном авто-шоу в Париже. В 1913 Type 15 и Type 17 стали Type 22 и Type 23 соответственно. Так же Этторе Бугатти усиленно продвигал собственную продукцию в мир автоспорта. В 1914 г. были произведены Type 16 и Type 18, эти автомобили имели кузова от Type 15 и Type 17, однако мотор объемом 5 литров придавал автомобилям типичный спортивный стиль. Всего было выпущено около 12 Type 16 и Type 18. I Type 18 купил фр. герой авиации Роланд Гаррос (Roland Garros). Роланд был близким другом Этторе Бугатти, сын Этторе носил имя Роланд, в честь великого аса. Type 18 участвовал в гонке Индианаполис 500 в 1914 и 1915 гг.. К этому времени автомобили Bugatti были высоко оценены, несколько сотен авто было выпущено, однако 1914 г. вспыхнула I-я Мировая Война и Этторе Бугатти был должен продать лицензию на производство своих авто фирме Peugeot.
I-я Мировая Война могла стать концом марки Bugatti, однако после войны, в 1919 г. Этторе Бугатти организовал производство в одной из стран-победителей. Франция стала новым, домом для Bugatti, на её территории Bugatti навсегда прославила своё имя в истории автомобилестроения. Автомобили Bugatti Type 13, Type 22 и Type 23 стали известны как Brescia Bugatti. В 1921 г. была предпринята попытка сделать огромной роскошный железный конь (особого рода прототип Type 41 Royale), это был I железный конь Bugatti с 8ми цилиндровым мотором, объемом 3 л и мощностью 90 лс. Большое количество новшеств продемонстрировали в этом автомобиле (Type 28) на Парижском и Лондонском авто-шоу. Одно из поразивших всех изобретений - гидравлические тормоза на все 4 колеса. К несчастью модели Type 28 и Type 29 никогда не производились более чем в 5 экземплярах, так Type 28 есть в 2-х экземплярах, а специально выпущенный для автогонок Type 29 "Cigar" - в 4-х, 2 из которых занимали призовые места в разных Гран При 1922 г.. Однако наиболее небезызвестная модель тех лет - Type 32 "Tank". Аэродинамический опыт Bugatti был произведен в 4-х экземплярах специально для Гран При в Турах. Однако авто не оправдал надежд - наилучший из "танков" был третьим, впрочем Этторе пророчил им весь подиум. Стоит упомянуть и Type 30 (серийный авто на базе прототипа Type 28), ничем знаменательным не отличавшийся, он позволял Этторе Бугатти находить средства на иные сумасшедшие проекты.
Шли годы, компания Bugatti хоть и не процветала как крупнейшие автомобильные компании, однако была независима и вполне состоятельна. В то же время Этторе Бугатти так и не мог построить гоночный авто-победитель, естественно, были, и "сигары" и "танки", однако ничем особенным они себя не прославили. Перелом наступил в 1924 г., на II-м этапе Европейского Гран При, 4 автомобиля Bugatti Type 35 заняли места с I-го до четвертого, при этом на первом этапе наилучший из них был на восьмом (как выяснилось причина I-го провала - неправильно одетая резина !!!). В течении 5 лет модели под номерами 35, 35а, 35в, 35с и 35т не давали соперникам ни одного шанса на удача. Удача сопутствовал и младшему брату - Type 37, с 4х цилиндровым мотором, и модификации - Type 39 (1,5 литровая версия). Так же был создан Type 36, I Bugatti, в двигателе которого было применено механическое нагнетание, во всем остальном это была копия Type 35. Type 35 принес Bugatti славу в автоспорте, сейчас продажи гоночного автомобиля приносили Bugatti самую большую прибыль. С 1924 по 1930 годы было выпущено 336 авто. Всего Type 35 принес Bugatti около 1800 побед, и только после возникновения легендарной немецкой "серебряной стрелы" железный конь стал постепенно сдавать позиции .
Как Type 35 известен в мире автоспорта, так же Type 41"La Royale" известен как 1 из наиболее амбициозных шикарных авто. Этот невероятный проект был задуман в 1926, а воплощен в 1929 г.. Изначально Этторе Бугатти намеривался выпустить 25 авто, при этом покупателями имели возможность стать только члены королевской семьи. Почти это выяснилось невыполнимо. Было выпущено лишь 6 Type 41, все покупатели стали просто богатейшими людьми, далеко не голубых кровей. Впрочем они садясь в железный конь имели возможность себя чувствовать хозяевами мира, салон отделан натуральным деревом и гобеленом, на огромную раму (лишь размер колесной базы - 4,3 м) устанавливался мотор объемом практически 13 литров !!! Он развивал умопомрачительную по тем временам мощь-260 лс, а КПП находилась в едином блоке с задним мостом, при этом вес автомобиля более 3 тонн. Все 25 двигателей были построены заблаговременно, однако 19 из них не суждено было трудиться под капотом "La Royale", они были установлены на локомотивы, и двигали составы вместо роскошного супер автомобиля. Причина подобного поворота событий - финансовый кризис 1929 г.. Более покупаемая модель 1929 г. - Type 40 c 4х цилиндровым мотором, объемом 1,5 л, с 1926 по 1930 годы было выпущено около 800 авто.
На тридцатые годы пришелся расцвет Bugatti, новые модели выходили фактически ч/з мес.. В 1930 г. начинается производство Type 44, массового автомобиля, стоимость которого была по карману многим. Попутно в том же г. с завода выходит I Type 46 "Petit Royale" - уменьшенный "La Royale". В 1931 г. возникает Type 43 - дорожная модификация Type 35b, а ч/з 2 мес. публике представляют Type 46 с новым мотором и названием - Type 50. Type 50 выпускался в 2-х версиях : Type 50t - туристический вариант, имел длинную колесную базу, а Type 50s - спортивная версия, у него колесная база на 40 сантиметров короче. Тоже Type 50s - имел более мощный мотор с компрессором. Всего за 3 г. было выпущено 65 Type 50, а в 1939 г. был подготовлен Type 50b - гоночная версия. Этот железный конь с новым мотором объемом 4739 куб.см. и мощностью 470 лс должен был возвратить Bugatti славу в гонках, Type 50b был достаточно успешен в некоторых гонках, однако одержать победу "немецкую сборную" (около 40 лучших инженеров) ему было не по силам. Известно, что супер мотор Type 50b был использован в самолетах Bugatti (по 2 на любой самолет). В 1931 г. взяло начало производство самого оригинального автомобиля Bugatti - Type 52 "Baby", это уменьшенный вариант Type 35 Этторе Бугатти построил для младшего сына Роланда, он имел электрический мотор способный разгонять железный конь до 20 километров/ч, однако все более богатых людей хотели купить подобный автомобильчик собственным детям, и в 1931 Type 52 производился серийно, как и все другие автомобили. Любопытно, что Type 52 признавался при экспорте фр. таможней как полноценный железный конь, и пошлину за него платили как за авто. С 1931 по 1934 выпускался мощный гоночный Type 54 (8ми цилиндровый мотор, 4972 куб.см, 300 лс), он должен был стать конкурентом 12ти цилиндровому Alfa Romeo и 16ти цилиндровому Maserati. I-е появление Type 54 пришлось на Гран При Монцы в 1931 г., не смотря на трудности с тормозами и шинами авто пришел третьим. На счету Type 54 несколько побед, а так же рекорд скорости тех лет - более 210 километров/ч (за рулем был некто Чайковский, вероятно российский !!!). 1934 г. - старт производства Bugatti Type 57. Этот авто воплощал в себе динамику спортивных шедевров и недоступность шикарных седанов, легче говоря - роскошное спортивное купе или кабриолет. Type 57 есть в 2-х очень разных вариантах : Type 57 и Type 57s, плюс если железный конь снабжен компрессором то они становятся Type 57c и Type 57sc. Type 57s гораздо ниже и короче, мощь мотора у него около 190 лс (против 150 лс у Type 57), а наибольшая скорость около 180 километров/ч. Однако мощнейший Type 57 - заряженная" версия Type 57sc (3257 куб.см., 200 лс, 200 километров/ч). Гоночные версии Type 57 были удачливы почти везде. Type 57g "Tank" в 1936 г. выиграл I-ю же гонку ( Гран При Франции). В Реймсе "танки" занимают весь подиум, а в Ле Мане побеждают с лучшим рекордом средней скорости - 137 километров/ч. На счету Type 57g рекорд скорости для собственного класса - 218 километров/ч. Однако в 1939 г. Bugatti подготавливает ещё более мощную модификацию - Type 57s45. "Заряженный" мотор от Type 57sc принес около 20 побед этому автомобилю, из них главная - Ле Ман. Это была последняя крупная победа Bugatti. Испытания Type 57s45 унесли жизнь Жана Бугатти (Jean Bugatti), при тестах после победы в Ле Мане Жан вылетел с дороги, чтобы избежать столкновения с велосипедистом. За исключением выше перечисленных авто в тридцатых Bugatti выпускала следующие модели : Type 45/47 - I-е 16ти цилиндровые Bugatti; Type 49 - ничего особенного, внешне похож на Type 50 с наименее мощным мотором; Type 51 - очередная модификация Type 35 с мотором Type 50; Type 53 - I полноприводный железный конь Bugatti c мотором Type 50; Type 55 - родстер на базе Type 51; Type 56 - электрическая коляска, предназначалась для транспортировки персонала на фабрике компании (стилизована под I-е автомобили); Type 59 - по всеобщему признанию 1 из наиболее красивых Bugatti (впрочем мне более нравится Type 57), участвовал в гонках Formula 750 (750 - вес в кг), "любимец" Этторе Бугатти, однако за исключением некоторого количества побед ничем не отличился; Type 64 (1939 г.) - последний прототип выпущенный до II-й мировой, имел двери открывающиеся наверх, лишь 1 авто был построен. . Конечно же в ходе II-й мировой производство было свернуто и следующий авто возник только в 1945 г..
После войны стало понятно, что компания Bugatti, в том виде, что она существовала, не сумеет более приносить прибыль. В разрушенной Европе более не было довольно денег на роскошь. Bugatti держалась "на плаву" благодаря престижу и финансам накопленным за 40 лет работы. Вероятно, Bugatti могла бы продолжить свое существование, однако в 1947 г. умер Этторе Бугатти. Для компании это был смертельный удар, отец-основатель поддерживал престиж Bugatti. Компания просуществовала до 1963 г., однако за это время она выпустила всего 6 моделей. Последний железный конь, над созданием которого трудился Этторе Бугатти - Type 73, он умер ч/з 2 нед. после показа автомобиля на Парижском авто-шоу в 1947 г.. Авто имел 2 разных мотора, Type 73c и Type 73a стали последними успешными машинами Bugatti, выпущенный в 1947 г. Type 73b откровенно разочаровал автомобильную общественность собственной не надежностью (по сути дела Type73b - запущенный в производство брак). Из всех авто выпущенных после смерти Этторе Бугатти успешным возможно назвать лишь Type 101 (колесная база и мотор от Type 57, новый кузов и гидравлические тормоза). Так же были выпущены: Type 102 (Type 101 с новым кузовом), Type 251 (болид формулы 1, совершенно ничего не выигравший, 1 разбился, осталось 2), Type 252 (небольшой спортивный авто, иное наименование - "Etorette"). В 1959 Роланд Бугатти в последний раз попытался вернуть к жизни Bugatti. Был создан прототип Type 451 V12. Авто был стандартным для Bugatti 30ых гг., сверхмощный мотор(V12) должен был конкурировать с лучшими двигателями Феррари. Однако в 1963 г. стало понятно, что на доработку подобного автомобиля понадобится хотя бы г., а денег на настолько масштабную работу в фирме нет. В июле 1963 г. фирма Bugatti была продана фирме Hispanu-Suiza, которая распорядилась прекратить все работы связанные с автомобилестроением. Вот так кончилась история "Real Bugatti" или "Molsheim Bugatti", а по-русски говоря фамильной компании семьи Бугатти. Однако это, отнюдь, не конец Bugatti как марки спортивных авто.
Итоговый вариант "Bugatti EB110", заявленной в итоге 1989 г., был готов к 1990-му - его разработчики подгадали точно к 110-летию со дня рождения Этторе Бугатти, впрочем линии нового автомобиля представляли собою полную противоположность классическому "Bugatti". "EB110" сказал свои претензии на звание самого быстрого автомобиля в мире - его мощь составляла 553 л.с. Дикий, неукротимый - такими эпитетами награждали его эксперты, руководствуясь не только лишь мощностью мотора, но еще и внешностью этого пугающего зверя, вес которого достигал 1550 килограммов. Внутри - соблазнительное сочетание серой кожи и грецкого ореха; внушительная приборная панель содержит часы, кондиционер, электрическое программирование опорной поверхности и стерео/CD магнитофон высокого качества звучания. В салон вы попадаете ч/з высокие арочные двери, интерьер совращает собственными кожаными местами, рулем, более похожим на штурвал авиалайнера. Для того чтоб быть элегантным, автомобилю мешает такое обилие вычурных деталей, сделанных явно напоказ.
Внутренняя начинка этого монстра достаточно внушительная: 12-цилиндровый мотор рабочим объемом 3,5 л центрального расположения, имеющий по 5 клапанов на цилиндр, привлекательные турбонагнетатели четырехкамерного карбюратора; при 8000 об./мин. мощь мотора составила 560 л.с.; разгон с места до 100 километров/час за 3,4 с, до 180 километров/час - за 10,8 с. При скорости автомобиля до 160 километров/час двигатель, в отличие от таких ревущих двигателей V12, работает с низким, едва различимым шумом, однако стоит только передвинуть рычаг 6-скоростной ручной коробки передач, и вы слышите приглушенное рычание хищника, готового к прыжку. Машинный блок исполнен из алюминия; конструкторам удалось достичь низкой степени сжатия 7,5:1; объединенными усилиями "Bugatti" и "Elf corp." разработана технология сухой системы смазки резкого спада; мощные тормоза для этого суперавтомобиля проектировала компания "Bosch", а "Bugatti" усовершенствовала их конструкцию, снабдив ее вентилируемой АБС.
Попутно конструкторы делают спортивную модификацию этой модели - "EB 110SS", которая несколько отличалась от основной конфигурацией салона и техническими параметрами: 4 турбонагнетателя, все колеса машины ведущие, разгон с места до 100 километров/час за 4,3 с, более мощный мотор. Это был наиболее быстрый авто в собственном классе и накануне соревнований в Ле Мане 1994 г. продемонстрировал прекрасные скоростные и ходовые качества. Амбиции у создателей автомобиля были непомерные, хотя их детище, развивающее максимальную скорость 352 километра/час, в гонках Le Mans 24 Hours 1994 г. не дошло до финиша - обнаружились неисправности в турбонагнетателях; в последующие годы участие в спортивных состязаниях различного ранга приносило хорошие результаты: железный конь попадал в десятку сильнейших автомобилей, занимая 5-е и 6-е позиции.
Сегодня Bugatti возрождается уже в 4-й раз, на сей раз намериния владельцев весьма серьезны. В 1998 г. марку Bugatti под свое крыло взял концерн Volkswagen. Глава VW Фердинанд Пих (Ferdinand Piech) известен как весьма решительный человек. Под его руководством уже забытый седан EB 112 привратился в спортивное купе EB 118 (W18, 6250 куб.см., 555 лс, 320 километров/ч), представленное в Париже в 1998 г..